Комбинат глазами художников
Прислано oper Август 26 2015 12:29:43

Комбинат глазами художников! В преддверии юбилея Архангельского ЦБК во Дворце Культуры  открылась уникальная выставка картин. Полотна известных в нашей стране и за рубежом художников отражают целую эпоху становления и развития промышленного предприятия. Индустриальные будни и работа коллектива Архангельского ЦБК не раз становились сюжетами для художественных полотен. Одни из них написаны совсем недавно, другие - более трети века назад. Рождались картины в период творческих командировок именитых художников или от случайно нахлынувшего вдохновения мастеров, которые смогли увидеть грандиозные панорамы АЦБК. Знакомство с комбинатом художника Александра Позднышева состоялось 35 лет назад. Его натурные зарисовки в стиле черно-белой графики отражают всю монументальность и грациозность промышленного предприятия.


Расширенные новости

Комбинат глазами художников! В преддверии юбилея Архангельского ЦБК во Дворце Культуры  открылась уникальная выставка картин. Полотна известных в нашей стране и за рубежом художников отражают целую эпоху становления и развития промышленного предприятия. Индустриальные будни и работа коллектива Архангельского ЦБК не раз становились сюжетами для художественных полотен. Одни из них написаны совсем недавно, другие - более трети века назад. Рождались картины в период творческих командировок именитых художников или от случайно нахлынувшего вдохновения мастеров, которые смогли увидеть грандиозные панорамы АЦБК. Знакомство с комбинатом художника Александра Позднышева состоялось 35 лет назад. Его натурные зарисовки в стиле черно-белой графики отражают всю монументальность и грациозность промышленного предприятия.

Александр Позднышев – заслуженный работник Культуры, Член Союза художников России:
«Первые мои работы были посвящены именно становлению. В каком месте начал строится, кем, сколько людей и т.д. И тема моя стала меняться. У меня был городской пейзаж, постепенно  стал наращивать в промышленном пейзаже. Практически последние работы все в промышленном пейзаже, следил за процессом. Что строит комбинат, что нового вводит. Я это все делал, либо зарисовки либо в другой форме».

На открытие выставки приглашены как художники, чьи работы вошли в экспозицию, так и сами герои картин. Ведь среди представленных полотен много портретных зарисовок.  Женские образы присутствуют  на таких сюжетных композициях, как "Перед сменой" Дмитрия Свешникова или "В цеху Архбума" Геннадия Семакова. Женщины всегда играли огромную роль в судьбе Архангельского ЦБК. Они трудились и на рабочих, и на инженерных должностях, принося большую пользу родному предприятию. Героиня одной из  картин  Валентина Сергеевна Маслова с трудом узнает себя в портрете, а вот рыжего молодого художника вспомнила быстро. Тогда, почти 40 лет назад она, и еще несколько ее коллег из тетрадного цеха вдохновили Евгения Зимирева на ряд зарисовок.

Валентина Маслова:
«Помню, в красном уголке нас рисовали, и художника помню, рыженький он такой был. Хорошее было время. Молодые все были, работа была. Замужем я была, дочь уже у меня была в 76 году».

Евгений Зимирев – заслуженный художник РФ, Член Союза художников России:
«Я сейчас встретил Валентину, которую узнал, рисовал ее. Рисовал в тетрадном цехе, в других. Все это удивительно, а самое замечательное - это люди. Самые красивые девчонки - молодые и красивые были, я их рисовал. Рисунков очень много, за 40 если не больше. Спасибо вам еще раз, вы замечательные люди, рад всех видеть, с юбилеем всех».

А автор портрета оператора лесной биржи Светланы Шигориной остался неизвестным. Это единственная картина, художник которой не найден. В целом, чтобы создать эту художественную галерею,  пришлось немало потрудиться. Самым сложным оказалось установить героев и авторов. Информацию порой приходилось искать по крупицам, затем тщательно проверять. Несколько работ получили новое оформление или прошли через руки реставраторов. Ведь большинство картин были заброшены.

Дмитрий Зылёв – генеральный директор ОАО “Архангельский ЦБК”:
«Когда я стал директором, прошелся по сусекам, посмотрел, увидел много картин, которые стоят в подвале неприкаянные. Первым делом мы их обрамили и повесили в здании заводоуправления, а потом уже пришла идея запечатлеть это все в отдельном альбоме и подарить нашим гостям. Соцреализм сейчас опять на волне, картины, которые изображали ту эпоху, опять интересны. И поэтому мы посчитали, что это будет очень интересно и актуально. То, что тема комбината в картинах открыта полностью, сказать невозможно, но самое главное здесь - это люди. Это живые люди, которые работали на комбинате, это герои социалистического труда, это простые рабочие, которые сидят за пультом, это рабочие из тетрадного цеха. Их выхватили из эпохи, их времени и запечатлели. Поскольку любое предприятие сильно людьми. И то, что 70-е годы у нас здесь, это наиболее бурный рост, потому что 3 очередь, и 2 очередь пускались в конце 60 начале 70-х гг».

Открытие выставки  "Комбинат глазами художника" - это необычный и новый творческий проект, объединивший работы художников, созданные в 70-х годах и в наше время в жанре индустриальной живописи и графики. Многие картины зрителю представлены впервые.

Зоя Кулешова – заведующий отделом современного искусства Государственного объединения "Художественная Культура Русского Севера", заслуженный художник РФ:
«Выставка, которую мы сейчас наблюдаем, во многом уникальна. Во-первых, потому что удалось сохранить этот уникальный материал. Действительно, мы все помним пережитые нами 90-е годы, когда все уничтожалось, когда советское искусство считалось уже не интересным, не престижным. То, что комбинат что-то сохранил, что-то отреставрировал, и сегодня представляет такую цельную выставку, это огромная заслуга и честь. Выставка отличается своей тематической наполненностью. Не так много у нас коллекций, которые бы так цельно представляли бы жизнь крупнейшего комбината».

Николай Дмитрук – дизайнер выставки, художник НГКЦ:
«Уникальность этой выставки  переоценить невозможно. Коллекция очень хорошая, это очень хорошо, что комбинат в свое время создал эту коллекцию - это большой редкий шанс. Есть работы авторов, которых уже нет. Т.е. это золотой фонд живописцев и графиков Архангельской области. У меня неоднозначное отношение вот к той работе. Работа высочайшего класса, европейская работа. Кому-то она быть может непонятна, потому что написана давно, но она современна и уникальна. Изображено две работницы на фоне комбината. Это герои социалистического труда, меня эта работа поразила. Есть интересная графика, живопись. Прийти сюда и все это увидеть - это очень замечательно».

Помимо самой выставки, в год юбилея комбината вышло два  иллюстрированных альбома. В одном из них - представлены 53 картины 14-ти художников, второй альбом содержит фотографии, посвященные АЦБК.

Андрей Зубрий – представитель Министерства Культуры Архангельской области:
«Это вечная память. Ведь и диски размагничиваются, видеопленки осыпаются, а книги живут намного дольше. Спасибо, что Вы это сделали. Я надеюсь, что в Добролюбовской библиотеке это издание появится, и в музее изобразительных искусств».

Альбомы будут отправлены во все центральные библиотеки России.

Тамара Овчинникова – директор литературного издательства "Лоция":
«Мы его выпускали ровно 9 месяцев. Представляете, как символично. 9 месяцев ребенок растет, и у нас альбом примерно это же время рос. Наконец, родился, на мой взгляд очень небольшой получился. Здесь некая эксклюзивность присутствует. Я не помню таких альбомов у нас, которые бы отражали работу комбината в картинах, в художественных произведениях, поэтому комбинат в этом плане и первопроходец, и обладатель такой коллекции индустриального пейзажа».

Свое достойное место на выставке занял и макет комбината, выполненный учениками второй школы под руководством Александра Белякова. Ребятам потребовался целый год, чтобы воссоздать крупнейшее промышленное предприятие области. В ход шли всевозможные подручные материалы. Выставка, посвященная Архангельскому ЦБК, будет работать во Дворце Культуры в течение месяца. А уже через неделю комбинат отметит свое 75-тилетие.