Потребительский экстремизм.
Прислано oper Август 10 2012 15:02:39

Потребительский экстремизм - такое понятие всё чаще на слуху в сфере предпринимательства. Это попытка недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход. Многим известна  история о том, как некая пожилая дама выиграла немыслимую сумму, подав в суд на «Макдональдс» за то, что обожглась горячим кофе. С тех пор на стаканчиках пишут «Осторожно! Горячий кофе!"
Покупателей, которые обманывают продавцов, предъявляют необоснованные претензии к товару, подают в суд, чтобы получить денежную выгоду, называют потребителями-экстремистами. Были случаи обмана и в нашем городе. Как защитить себя от недобросовестного клиента и избежать конфликтных ситуаций? - это сегодня обсуждали предприниматели города на семинаре, посвященном потребительскому экстремизму. Тема потребительского экстремизма на сегодня более, чем актуальна среди предпринимателей.  По закону бизнеса клиент всегда прав. Но кто защитит продавца? В группу риска  прежде всего попадают  такие товары, как бытовая техника, телефоны, ноутбуки, навигаторы. Недобросовестный клиент ухитряется различными способами вернуть товар обратно и при этом получить вдобавок приличный доход. Даже если товар надлежащего качества.


Расширенные новости

Ольга Бурковская - предприниматель, ООО "Инновационный кадровый центр":
«Злоупотребления потребительским правом сегодня на столько велики, что торговые организации и организации, оказывающие услуги, просто воют от того наплыва жалоб, необоснованных требований потребителей, поэтому вообщем-то мы ставим перед собой задачу научить продавца правильно использовать закон, поскольку он написан те только для потребителя, он предусматривает определенные права продавца в том числе. Например, у нас была сумма 120 тысяч, предъявленная в требовании покупателя, при стоимости товара в 4 тысячи. А почему 120? Не знаю, не могу объяснить. Но там был очень большой моральный вред. Мы должны помнить, что закон предусматривает отсутствие обязанности потребителя доказывать моральный вред».

На семинаре предприниматели обсудили, как защищать свои интересы в спорных ситуациях, как грамотно использовать закон.

Ольга Бурковская - предприниматель, ООО "Инновационный кадровый центр":
«Устанавливаете срок службы, равный гарантийному сроку. Вы имеете право. Установили гарантийный срок 12 месяцев, пускай срок службы будет 12 месяцев. Да, это очень странно иногда выглядит. Ну и что. Да это обычно возникающее сомнение потребителя, что он у меня этот ноутбук ваш только два месяца отработает что ли? А потом что я с ним буду делать? Ну придете потом, будем разбираться. Вы имеете право на это. Это ваше право, оно определено законом. Его нужно использовать в целях защиты, иначе можно налететь на 10-летний срок и потом бегать и доказывать собственно, это очень трудно, особенно когда организация заканчивает деятельность».

Почти в каждом случае потребитель трактует закон в первую очередь в собственных интересах. Продавец имеет право и должен уметь трактовать закон в свою пользу. 

Ольга Бурковская - предприниматель, ООО "Инновационный кадровый центр":
«Зачастую потребительское требование выглядит следующим образом, требую провести экспертизу. Все, естественно, забывают, что первоначально перед экспертизой следует проверка качества. Так вот проверка качества - это право продавца. Это не его обязанность. Это нужно понимать. Продавец имеет на это право, и если хочет, реализует.  Не хочет - не реализует».

Надежда Никитина - управляющая ГК АП "Панорама-RETAIL":
«На сегодняшний день покупатель действительно занимается терроризмом. И вот если говорить о нашей розничной сети, которая занимается розничной продажей продовольственных товаров, то на самом деле, продавец, кассир, это те специальности, те люди, кто контактирует с покупателем, они должны быть психологами в каком-то плане, потому что так просто общаться с покупателем мы уже не можем. Сейчас покупатели стали очень активные. У них есть СМИ, они наблюдают и пользуются этим на практике. Если раньше покупатель жаловался на срок годности, допустим, почему истекает, то сейчас жалуются на всё подряд. В каких - то случаях они правы, есть те, в которых мы подвергаем сомнения».

Причину такого поведения потребителя предприниматели видят в том, что сегодня и в средствах массовой информации, и в других сферах всё направлено на защиту прав покупателя и клиента. О потребительском экстремизме говорят мало, либо совсем умалчивают. Пробелы в законе также дают о себе знать.